Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 02:05
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Первый послевоенный
Преподаватели и работники техникума (УО «ГГКЖТ Бел ж. д.), участвовавшие в ВОВ:
Пеккер М.М.

В будущем году Гомельскому техникуму железнодорожного транспорта исполнится 125 лет. Предполагаемый вашему вниманию материал посвящён этому юбилею и рассказывает о событиях почти 60-летней давности. Автор Леонид Коврицкий – сам выпускник техникума, причём его первого послевоенного выпуска. Леонид Карлович делится воспоминаниями о тех непростых годах и рассказывает о событиях, свидетелем и участником которых он был.
Поздняя осень 1943 года. Шёл буквально третий день после освобождения Гомеля от оккупантов. Все вокруг ещё дымилось и догорало в разрушенном и сожженном до основания городе, а довоенный завуч техникума Моисей Мордухович Пеккер уже был в Гомеле и объявил набор студентов на 1943-1944 учебный год. Объявление было написано на куске обоев и вывешено на одном остовов сгоревшего здания. Нужно было спешить, так как, пока шли бои за освобождение Гомеля ушло два осенних месяца учёбы. И мы, гомельчане из числа уцелевших, окончившие кто первый курс техникума, кто 8-10 классов средней школы, подали документы в техникум, которого ещё не было. Так велико было желание продолжить учёбу, прерванную войной.
Время было тяжелейшее: голод, холод, отсутствие электричества, отопления, одежды, обуви, 100% разруха… Гомель лежал в  руинах. Но нас не останавливали никакие трудности. Мы  верили, что они временные.
Техникума как такового не было. Основной корпус, построенный до войны, красивый, в несколько этажей, был разрушен. В нём немцы устроили казино для развлечения своих лётчиков. И в один из ночных налётов советской авиации туда попала бомба, оставив от здания груду развалин. Старый двухэтажный учебный корпус техникума сожжен. И первый год мы учились в жилом деревянном доме, расположенном напротив техникума. В этом доме до войны жил наш завуч М. Пеккер. Он отдал нам самую большую комнату для учёбы. Ни света, ни тепла, ни удобств в ней не было. Сидели кое-как, не раздеваясь, при своих плошках-коптилках, писали карандашами на самодельных тетрадочках из оберточной бумаги типа газетной. В соседнем частном доме нашими силами была оборудована кухня-столовая, где нам один раз в день варили и выдавали по тарелочке пустой брюквы. Ни круп, ни картофеля не было. Дрова доставались с большим трудом. Ещё давали по 500 граммов черного недопеченного хлеба. Стипендия была 350 рублей, а булка хлеба на чёрном рынке стоила 200 рублей. Огромной роскошью был даже стакан горячего чая!
Необходимо было разобрать руины взорванного учебного корпуса, подготовить место для нового строительства, восстановить сгоревший старый учебный корпус (угол улиц Советской и Хатаевича). Но в начале отремонтировали пристройку к нему. И через год мы уже занимались в ней. Только через два года восстановили двухэтажный старый учебный корпус. В нём мы сдавали госэкзамены. В летние, свободные от учёбы месяцы проходили военные сборы в Добруше и практику на восстановлении устройств СЦБ и связи на Гомельском железнодорожном узле и на участке Тула – Орёл Московской железной дороги.
Параллельно с учёбой мы безвозмездно, не считаясь со временем, трудились на благоустройство и восстановление родного города. Так велик был наш энтузиазм и желание помочь Гомелю быстрее подняться из руин, в которые превратила его эта страшная война. И он, красавец, восстал из руин, как сказочная птица Феникс.
Учёбу закончили не за 3, а за 4 года. Никаких наглядных пособий типа макетов, аппаратов, устройств СЦБ и связи не было. Постигали все знания в основном благодаря лекциям преподавателей да работе на практике. А преподаватели были грамотные. И сегодня вспоминаются Юрий Федорович Белиц, Михаил Михайлович Гаврилов, Виктор Николаевич Шевцов, Мария Александровна Кит, профессор Иловайский и многие другие, чьи имена за давностью лет забылись.
Специализация в первые годы была одна: СЦБ. Полностью разрушенное немцами железнодорожное хозяйство страны крайне нуждалось в быстром восстановлении, ведь ещё шла война. Учащихся техникума забронировали от призыва в армию. Наша группа была первым послевоенным выпуском специалистов первого восстановленного после войны учебного заведения и Гомеля, и Белоруссии. В феврале 1947 года 33 человека получили дипломы техников. По распределению 8 человек были направлены в Литву, 10 – на Гомельский электро-технический завод, остальные в разные места Белоруссии. В Гомеле остались 9 человек, среди них и я. Проработал на Гомельской дистанции сигнализаций и связи всю свою трудовую жизнь от электромонтёра до заместителя начальника дистанции по связи, откуда и ушёл на пенсию.
Как сложились судьбы у моих однокурсников? Константин Кабашников, окончив Белгосуниверситет, стал профессором, Николай Кончиц – директором Брестского техникума железнодорожного транспорта, Николай Кравченко – начальник Жлобинской дистанции сигнализации и связи, Борис Бычков – преподаватель физкультуры БелГУТа (БИИЖТа), Николай Казаченко – заместителем директора ЭТЗ в Гомеле, Владимир Приходько – начальником планово-производственного отдела одного из крупных заводов Гомеля, Владимир Голинкевич – работником аппарата Управления Белорусской дороги, Николай Петкевич, Михаил Захарченко – начальниками цехов завода ЭТЗ в Гомеле, 7 человек работали старшими электромеханиками и инженерами отделов. К великому сожалению, 11 человек уже ушли из жизни.
Благодаря энтузиазму первого послевоенного директора М. Пеккера, его организаторскому искусству в тех труднейших условиях удалось сплотить коллектив преподавателей и студентов на восстановление техникума. Довоенный директор техникума Кунцевич погиб при защите Гомеля в народном ополчении в 1941 году.
…Всё сказанное доподлинно и верно, так как я был и участником, и свидетелем всего этого.

Леонид Коврицкий.
11 мая 2002 года
Газета "Железнодорожник Белоруссии"
Категория: Статьи | Добавил: praverotch41-45 (29.05.2013)
Просмотров: 556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]