Мои статьи [11] |
Статьи [42] |
Главная » Статьи » Статьи |
Прошло
уже 50 лет с тех пор , как я окончил Гомельский техникум железнодорожного
транспорта . Но память о тех
днях сохранилась на всю жизнь , начинал учиться в этом учебном заведении в
сентябре 1945 года . Это было тяжелое послевоенное время . Город лежал
почти весь в развалинах . Техникум только год как в ремонте после эвакуации из
города Саратова . Но учеба шла полным ходом . Здание было частично восстановлено . Поэтому нам
заниматься приходилось восстановленных аудиториях и приспособленных деревянных помещениях
, расположенных недалеко . Все Учащейся принимали активное участие в
реставрации здания техникума , других железнодорожных объектов Гомельского узла
, заготовке дров и овощей . Питались мы в
техникумовской столовой по продовольственным карточкам .Но что бы хватило
талонов на месяц , приходилось расходовать их экономно . Все учащейся
жили на частных квартирах , так как общежитие было разрушено .Для того , чтобы
как-то снизить расходы на жилье , ребята группировались по несколько человек в
одну квартиру. Мне , В.
Миронцову и М.Рыбачкову довелось снимать небольшую комнату недалеко от
техникума . Это нас сдружило на все последующие годы, хотя жили и работали в
разных городах . Почти все
учащееся ходили в поношенных шинелях , телогрейках и гимнастерках с плеча
возвратившихся с фронта отцов и братьев .С первых дней на нашем отделении СЦБ,
где я учился, сложился дружный коллектив . Учились и ребята с Белоруссии, России и Украины .Создано было две группы .
Нашей – участники Великой Отечественной войны. Все они имели государственные
награды . Это Д. Кармазин ,Д. Чекет , В. Маркотин , В. Кириленко , И. Рудин , М
. Кондратенко . Фронтовики были
старше нас по возрасту .Служили примером дисциплины и организованности . На них
мы ровнялись . Программа учебы
была напряженной . Заниматься приходилось много , что бы восполнить пробелы .
Не хватало учебников , пособий , бумаги . Один учебник выдавался нам на
несколько человек. Но это , в свою очередь, дисциплинировало . Приходилось
много заниматься и в библиотеке . Доброе
слово говорили о её работниках – П. В. Булановой , Л. П. Крупской. Они всегда
помогали найти нужный материал . Нам повезло, что
большинство преподавателей были требовательными . И в то же время
чуткими , внимательными . Стремились дать прочные знания . Кроме
основных лекций , проводили дополнительные занятия и консультации ,
организовывали кружки . Практику проходить направляли на дорогу , где внедряли
современные устройства электрической централизации и автоблокировки . Это
расширяло наш кругозор . Прошло много
лет, как я окончил техникум, но и сейчас с благодарностью вспоминаю наших
наставников .По общеобразовательным предметам у нас пользовался уважением
преподаватель физики И. И .Швадронов . На первом курсе он был у нас классным
руководителем. С душой работали
математик Л. А. Мулюн преподаватели русского языка и литературы Н. К . Ляшенко
и Т . М . Эвентова , белорусского языка и литературы В . К . Шарапова ,
иностранного языка М . А . Китт и др. По специальным дисциплинам давали прочные
знания , учили работать с книгами и справочниками М.М Пеккер , Ю.Ф. Белиц ,
М.С. Каракуз , В.И. Слуцкий , М.М. Гаврилов , М.А. Генс, В.Н. Шевцов,Ф.К.Новиков
. В годы учебы техникум возглавлял П.С. Буланов . Четыре года
пролетели быстро. И вот государственные экзамены. Председателем комиссии был
главный инженер службы сигнализации и связи Белорусской дороги В.А Окорков. Ему
позже присвоили звание Героя Социалистического Труда. 50 ребят успешно
завершили учебу. Получили дипломы техника-электрика СЦБ и направления на работу
на разные дороги Советского Союза. Но не всем сразу пришлось приступить к
практической работе. Многие из нас были призваны на срочную службу. Я,
Г.Лепявко, С.Покормяко ,В.Миронцов, А.Коренев, и А.Зенченко служили в одной
воинской части. Знания, полученные в техникуме, пригодились для освоения новой
техники. Для нас техникум
стал хорошей базой для практической работы и дальнейшей учебы. Многие без
отрыва от производства получили высшее образование. Работали долгие годы на
транспорте и в других отраслях народного хозяйства. Годы учебы сдружили нас,
поэтому со многими я поддерживаю связь, интересуюсь их делами и успехами.
Г.Лепявко работал начальником главка Министерства связи Украины, В.Коваленко –
начальником дистанции сигнализации и связи в Москве, А.Васильцов – ведущим
специалистом Главного Управления сигнализации и связи МПС, В.Кириленко –
директором завода в Гомеле, М.Рыбачков – заместителем директора крупного завода
в Минске, Д.Чекед – заместителем начальника дистанции сигнализации и связи в
Вязьне, почетный железнодорожник М.Кондратенко – старшим инженером дистанции в
Брянске, почетный железнодорожник М.Громыко – на общественной работе в Москве,
награжден орденом Ленина. На Гомельской дистанции сигнализации и связи работали
братья Лев и Юлий Блюмберги. Н.Марковский удостоен почетного звания "Лучший
электромеханик сети дорог”, занесен в Книгу Почета МПС и награжден орденом
Трудового Красного Знамени. В этом
коллективе и я получил трудовую закалку. По моему примеру трое моих детей
учились в техникуме. С.Покормяко работал начальником отдела сигнализации и
связи Гомельского отделения. О судьбе всех
выпускников 1949 года я, конечно, не знаю. Но те, кого знаю, с честью пронесли
эстафету старейшего учебного заведения на Белорусской дороге.Теперь все на
заслуженном отдыхе. Годы идут, к
сожалению, ряды однокашников редеют. Недавно наш
техникум отметил свое 120-летие. Я рад его успехам в подготовке
квалифицированных кадров.
Александр Гизельс, внештатный
корреспондент
10 июля 1999 г. "Железнодорожник
Белоруссии”. | |
Просмотров: 529 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |