Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.04.2024, 08:19
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

А ГОДЫ КАК ПТИЦЫ….

Прошло уже 50 лет с тех пор , как я окончил Гомельский техникум железнодорожного транспорта .

Но память о тех днях сохранилась на всю жизнь , начинал учиться в этом учебном заведении в сентябре 1945 года . Это было тяжелое послевоенное время .

Город лежал почти весь в развалинах . Техникум только год как в ремонте после эвакуации из города Саратова . Но учеба шла полным ходом . Здание было  частично восстановлено . Поэтому нам заниматься приходилось восстановленных аудиториях  и приспособленных деревянных помещениях ,  расположенных недалеко . Все  Учащейся принимали активное участие в реставрации здания техникума , других железнодорожных объектов Гомельского узла , заготовке  дров  и овощей .

Питались мы в техникумовской столовой по продовольственным карточкам .Но что бы хватило талонов на месяц , приходилось расходовать их экономно .

Все учащейся жили на частных квартирах , так как общежитие было разрушено .Для того , чтобы как-то снизить расходы на жилье , ребята группировались по несколько человек в одну квартиру.

Мне , В. Миронцову и М.Рыбачкову довелось снимать небольшую комнату недалеко от техникума . Это нас сдружило на все последующие годы, хотя жили и работали в разных городах .

Почти все учащееся ходили в поношенных шинелях , телогрейках и гимнастерках с плеча возвратившихся с фронта отцов и братьев .С первых дней на нашем отделении СЦБ, где я учился, сложился дружный коллектив . Учились и ребята с Белоруссии,  России и Украины .Создано было две группы . Нашей – участники Великой Отечественной войны. Все они имели государственные награды . Это Д. Кармазин ,Д. Чекет , В. Маркотин , В. Кириленко , И. Рудин , М . Кондратенко .

Фронтовики были старше нас по возрасту .Служили примером дисциплины и организованности . На них мы ровнялись .

Программа учебы была напряженной . Заниматься приходилось много , что бы восполнить пробелы . Не хватало учебников , пособий , бумаги . Один учебник выдавался нам на несколько человек. Но это , в свою очередь, дисциплинировало . Приходилось много заниматься и в  библиотеке . Доброе слово говорили о её работниках – П. В. Булановой , Л. П. Крупской. Они всегда помогали найти нужный материал .

Нам повезло, что большинство преподавателей были требовательными . И  в то же время  чуткими , внимательными . Стремились дать прочные знания . Кроме основных лекций , проводили дополнительные занятия и консультации , организовывали кружки . Практику проходить направляли на дорогу , где внедряли современные устройства электрической централизации и автоблокировки . Это расширяло наш кругозор .

Прошло много лет, как я окончил техникум, но и сейчас с благодарностью вспоминаю наших наставников .По общеобразовательным предметам у нас пользовался уважением преподаватель физики И. И .Швадронов . На первом курсе он был у нас классным руководителем.  С душой работали математик Л. А. Мулюн преподаватели русского языка и литературы Н. К . Ляшенко и Т . М . Эвентова , белорусского языка и литературы В . К . Шарапова , иностранного языка М . А . Китт и др. По специальным дисциплинам давали прочные знания , учили работать с книгами и справочниками М.М Пеккер , Ю.Ф. Белиц , М.С. Каракуз , В.И. Слуцкий , М.М. Гаврилов , М.А. Генс, В.Н. Шевцов,Ф.К.Новиков . В годы учебы техникум возглавлял П.С. Буланов .

Четыре года пролетели быстро. И вот государственные экзамены. Председателем комиссии был главный инженер службы сигнализации и связи Белорусской дороги В.А Окорков. Ему позже присвоили звание Героя Социалистического Труда. 50 ребят успешно завершили учебу. Получили дипломы техника-электрика СЦБ и направления на работу на разные дороги Советского Союза. Но не всем сразу пришлось приступить к практической работе. Многие из нас были призваны на срочную службу. Я, Г.Лепявко, С.Покормяко ,В.Миронцов, А.Коренев, и А.Зенченко служили в одной воинской части. Знания, полученные в техникуме, пригодились для освоения новой техники.

Для нас техникум стал хорошей базой для практической работы и дальнейшей учебы. Многие без отрыва от производства получили высшее образование. Работали долгие годы на транспорте и в других отраслях народного хозяйства. Годы учебы сдружили нас, поэтому со многими я поддерживаю связь, интересуюсь их делами и успехами. Г.Лепявко работал начальником главка Министерства связи Украины, В.Коваленко – начальником дистанции сигнализации и связи в Москве, А.Васильцов – ведущим специалистом Главного Управления сигнализации и связи МПС, В.Кириленко – директором завода в Гомеле, М.Рыбачков – заместителем директора крупного завода в Минске, Д.Чекед – заместителем начальника дистанции сигнализации и связи в Вязьне, почетный железнодорожник М.Кондратенко – старшим инженером дистанции в Брянске, почетный железнодорожник М.Громыко – на общественной работе в Москве, награжден орденом Ленина. На Гомельской дистанции сигнализации и связи работали братья Лев и Юлий Блюмберги. Н.Марковский удостоен почетного звания "Лучший электромеханик сети дорог”, занесен в Книгу Почета МПС и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В этом коллективе и я получил трудовую закалку. По моему примеру трое моих детей учились в техникуме. С.Покормяко работал начальником отдела сигнализации и связи Гомельского отделения.

О судьбе всех выпускников 1949 года я, конечно, не знаю. Но те, кого знаю, с честью пронесли эстафету старейшего учебного заведения на Белорусской дороге.Теперь все на заслуженном отдыхе.

Годы идут, к сожалению, ряды однокашников редеют.

Недавно наш техникум отметил свое 120-летие. Я рад его успехам в подготовке квалифицированных кадров.

 

Александр Гизельс, внештатный корреспондент

10 июля 1999 г. "Железнодорожник Белоруссии”.

Категория: Статьи | Добавил: praverotch41-45 (17.06.2013)
Просмотров: 529 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]