Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 05:17
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Железнодорожники на войне
Более полвека тому назад отгремели последние залпы второй мировой войны – наиболее жестокой и кровопролитной из войн за всю историю человечества. Мир ещё не знал столь неисчислимых жертв, громадных разрушений и невосполнимых потерь, понесенных в ходе войны.
Советский народ, принявший на себя главный удар гитлеровской военной машины, не только выстоял, но и вышел победителем в жестокой схватке с фашизмом.
Массовый героизм проявили наши воины, защищая каждую пять родной земли. Столь же героически работали советские люди на заводах и фабриках, на полях и фермах, чтобы обеспечить сражающиеся войска всем необходимым. «Фронт и тыл – едины» - таким был лозунг того тревожного времени. На всех этапах борьбы с агрессором доблестно выполняли свою роль советские железнодорожники. В тяжёлую пору начального периода войны они под огнём врага вывозили из западных районов страны на восток крупные промышленные предприятия, миллионы тонн материальных ценностей, продовольственных и других грузов.
С захваченных врагом территорий по железным дорогам было эвакуировано свыше 18 миллионов человек. Одновременно с этим потоком накануне и во время битвы под Москвой осенью 1941 года по стальным магистралям срочно продвигались воинские части и соединения из районов Урала, Сибири, Дальнего Востока. Шла помощь и защитникам блокадного Ленинграда.
История войн не знала таких массовых перемещений пассажиров и грузов. Железнодорожники с честью выдержали суровый экзамен, проявив беспримерное мужество, упорство, инициативу и изобретательность. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в газете «Гудок» (5 августа 1945г.) отмечал: железнодорожники бок о бок с воинами Красной Армии обеспечивали победу над немецко-фашистскими захватчиками, они вписали немало ярких страниц в историю Отечественной войны.
Железнодорожный транспорт принято называть родным братом Красной Армии. Это определение железнодорожного транспорта и его роли в защите нашей Родины особенно ярко подтвердилось в годы Отечественной войны 1941-1945 г. г.
Связь фронта с тылом зависела от прочных и надёжных коммуникаций. Советские железнодорожники своим самоотверженным трудом обеспечивали подачу войскам боеприпасов, горючего и продовольствия высокими темпами, в любое время года и в любых условиях.
Самоотверженная работа железнодорожников ускорила падение Берлина. Машинисты и поездные бригады часто вели составы под артиллерийским и пулемётным огнем врага.
Как и воины Красной Армии, они свято выполнили свой долг перед Родиной, не щадили своей жизни во имя победы. Ещё во время битвы под Москвой для обслуживания прифронтовых участках дорог в помощь железнодорожным войскам были созданы военно-эксплуатационные подразделения, а затем восстановительные формирования НКПС. Так, для более четкой организации движения поездов на подходах к столице в Московском железнодорожном узле создали военно-эксплуатационное управление (ВЭУ) с одиннадцатью отделениями.
Жесткий порядок в военно-эксплуатационных отделениях, на которые распространялись уставы и законы, действовавшие в Красной Армии, позволял железнодорожникам выполнять огромную транспортную работу, связанною со снабжением войск Калининского, Западного, Юго-западного фронтов, перешедших в контрнаступление. В этот же период впервые стали использоваться паровозные колонны, сформированные в локомотивном депо имени «Ильича» из работников Западной, Белорусской, Ковельской и других дорог, проходивших по территории, оккупированной фашистами. В практику внедрялся и новый способ эксплуатации локомотивов в прифронтовой полосе. В чем же он заключался?
Ещё задолго до начала Отечественной войны на особенно напряженные участки железных дорог направлялись паровозы, к тендеру которых прицеплялся вагон приспособленный для жилья ( так называемый турный вагон или теплушка). Кроме членов паровозной бригады в турном вагоне размещались слесарь и проводник. Такие комплексные бригады могли обслуживать поезда на участках вдвое – втрое большей протяжённости. Когда время работы одной бригады истекало, её подменяла другая, а первая переходила в турный вагон на отдых. Этот опыт эксплуатации локомотивов и был положен в основу организации работы первых паровозных колонн, принявших участие в воинских перевозках в ходе сражения за столицу.
3 января 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление № 1095 «О восстановлении железных дорог». Согласно этому документу железнодорожные войска передавались в оперативное подчинение НКПС, создавались специальные формирования, в задачу которых входило проведение восстановительных и эксплуатационных работ в непосредственной близости от фронта. Они приравнивались к военнослужащим Красной Армии, с распространением на них требований армейских уставов, а также всех льгот по налогам и пенсиям, которыми пользовались военнослужащие.
В течение лета 1942 года продолжалось создание паровозных колонн. Маршал Советского Союза А.М. Василевский в одной из книг писал, что все крупнейшие операции Великой Отечественной войны неразрывно были связаны с широким использованием железнодорожного транспорта.
Родина высоко оценила ратный труд железнодорожников – работников паровозных колонн. 22 из них было присвоено звание «Героя Социалистического Труда». Почти 27 тысяч работников колонн отмечены медалями.
За образцовое выполнение заданий НКПС по спецперевозкам различными наградами наркомата было отмечено 6626 человек, из них 1346 человек – знаком «Почетному железнодорожнику». 

Василий Лукьянов
Железнодоржник Белоруссии 18 мая 1999 года
Среди них – начальник дороги Нил Иванович Краснобаев, выпускники железнодорожного техникума Иосиф Липский, Александр Ложков, Герои Социалистического Труда, Почётные железнодорожники Елена Мироновна Чухнюк, Владимир Андреевич Окорков. 


ДР1Б – 505 «Елена Чухнюк»
Постановление № 1/18 от 8 января 2007 года
Елена Мироновна Чухнюк родилась в 1917 году в украинском селе Дьяковка Винницкой области. Свой трудовой путь на железнодорожном транспорте Елена Чухнюк начала помощником машиниста паровоза в локомотивном депо Гомель, с отличием окончив курсы, позже стала машинистом и водила тяжеловесные поезда на Оршу, Могилёв, Чернигов. Активно участвовала в стахановско-кривоносском движении по вождению тяжеловесных поездов, увеличению суточного пробега, межремонтных пробегов паровозов. Уже в 1941 году труд Елене Чухнюк был оценен по достоинству – ей было присвоено звание «Почётный железнодорожник». Во время войны Елена Чухнюк работала в спецформировании НКПС (паровозной колонне № 4 Особого резерва) машинистом паровоза на прифронтовых участках железных дорог СССР. Под бомбёжками вражеской авиации и под артиллерийскими обстрелами водила военные эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта, спасала составы от ударов вражеской авиации по Ельцом, Сталинградом, Курском. За особые заслуги перед Родиной 5 ноября 1943 года Елене Мироновне присвоили высокое звание Героя Социалистического Труда. Ей шел 27-й год… Имя этой героической женщины известно не только в Беларуси, но и далеко за её пределами. Сейчас Елена Мироновна проживает в Москве.

Дизель-поезд ДР1Б – 505 «Елена Чухнюк» приписан к локомотивному депо Гомель, курсирует по маршруту Гомель – Могилёв и на других направлениях. 



ТЭП60 – 835 «Владимир Окорков»
Постановление № 20/3 от 15 марта 1982 года
Владимир Андреевич Окорков родился в 1915 году. Всю свою жизнь он посвятил железнодорожному транспорту. Долгое время Владимир Окорков работал в службе сигнализации и связи Белорусской железной дороги, занимал должность главного инженера службы, был разработчиком полуавтоматической блокировки системы Белорусской магистрали. Среди начальства и своих подчинённых Владимир Андреевич пользовался непререкаемым авторитетом. Для него не существовало нерешаемых задач. Эрудированный и целеустремлённый, главный инженер службы сигнализации и связи Белорусской железной дороги, заряжая подчинённых своей энергией, всегда появлялся там, где возникали трудности, и сразу принимался за дело. И «нерешаемые задачи» решались в кратчайшие сроки. В 1959 году Владимир Андреевич Окорков получил звание Героя Социалистического Труда. А в марте 1982 года руководством дороги и Дорпрофсожем было решено увековечить его память, присвоив имя «Владимир Окорков» одному из тепловозов.

Тепловоз ТЭП60 – 835 «Владимир Окорков» приписан к локомотивному депо Минск, возит пассажирские составы по всей дороге. 
Категория: Статьи | Добавил: praverotch41-45 (29.05.2013)
Просмотров: 1873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]